Краткая презентация АОП ДО для детей с ЗПР

Цветкова
Людмила
Кабировна

Подписан: Цветкова Людмила Кабировна
DN: C=RU, O="МДОУ ""Д/с Улыбка""",
CN=Цветкова Людмила Кабировна,
E=ulybkatikhvin@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-09-01 09:51:42
Foxit Reader Версия: 9.7.0

Комитет по образованию администрации муниципального образования
Тихвинский муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Улыбка»
ПРИНЯТА:
на заседании Совета Педагогов
протокол от 31 августа 2023 г. № 01

УТВЕРЖДЕНА:
Распоряжением заведующего
от 31 августа 2023 г. № 238 -р

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МДОУ
«ДЕТСКИЙ САД УЛЫБКА»
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад Улыбка»

Адресность Программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
(далее - Программа) муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад Улыбка» (далее - Учреждение), разработана для
детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР) в возрасте от 4 до 8
лет, которые относятся к группе детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ). Программа рассчитана на 3 года обучения, дети
зачисляются в группу на основании заявлений родителей (законных
представителей) в соответствии с заключением Территориальной психолого
– медико - педагогической комиссией Тихвинской района (далее - ТПМПК).
Программа для детей с ЗПР имеет образовательную, воспитательную и
коррекционно-развивающую направленность.
Основой данной Программы является Федеральная адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N
1022.

Цель реализации Программы: обеспечение условий для
дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного
возраста на получение доступного и качественного образования,
обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и
развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в
целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов

−
−
−
−
−

−
−

−
−

−

Задачи Программы:
реализация содержания Программы;
коррекция недостатков психофизического развития детей с ЗПР;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим
работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей с ЗПР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития детей с ЗПР;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.

Планируемые результаты
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и
системные особенности дошкольного образования делают неправомерными
требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ЗПР к концу
дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на
достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые
описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они
представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на
разных возрастных этапах дошкольного детства.

Основой
данной
Программы
является
Федеральная
адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022.
Для разработки вариативной части Программы использованы следующие программы и
программно-методические материалы:
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей ред. С.Г. Шевченко;
- Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста. Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной;
- Программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность»;
- Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой;
- Программа «Ритмическая мозаика» по ритмической пластике для детей дошкольного возраста
под редакцией А.И.Бурениной;
- Учебное пособие «Танцевальная ритмика для детей» под редакцией Т.И.Суворовой;
- Технологии Н.В.Дубровской, А.В.Никитиной, Г.Н.Давыдовой, К.К.Утробиной;
- Методическое пособие «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», автор
Г.С.Швайко;
- Программа «Цветные ладошки», Лыковой А.К.
В Программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной
педагогики и психологии, использованы работы Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Марковой Л.С.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов

Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Описание использования вариативных программ и технологий.
Вариативная часть формируется участниками образовательного процесса и составляет не
более (40 %), от общего нормативного времени, отведенного на освоение Программы.
В группе детей с ЗПР реализуются различные дополнительные программы и технологии,
направленные на познавательно – речевое, социально - личностное и художественно –
эстетическое развитие дошкольников.
Образовательная
область

Дополнительные программы и технологии

Социальнокоммуникативное
развитие

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л.Князева;
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко;
программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность»

Речевое развитие

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко.
Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.
Филичевой.
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Большакова С.Е.
Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. –сост. Л.Е. Кыласова.

Познавательное
развитие

Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»; «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Под общей ред. С.Г. Шевченко.
Методические разработки Г.А.Волковой, И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; И.А.Помараевой и
В.А.Позиной; логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, математические и шнуровальные планшеты.

Художественноэстетическое
развитие

«Ритмическая пластика» А.И. Буренина; учебное пособие «Танцевальная ритмика для детей» под редакцией
Т.И.Суворовой;
технологии Н.В.Дубровской, А.В.Никитиной, Г.Н.Давыдовой, К.К.Утробиной; методическое пособие «Занятия по
изобразительной деятельности в детском саду», автор Г.С.Швайко, программа «Цветные ладошки», Лыковой
А.К.

Физическое
развитие

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко.

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.
Целью программы коррекционной работы: создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи:
− выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, индивидуально-типологических
особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер;
− проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с
особыми образовательными потребностями ребенка;
− выявление и преодоление трудностей в освоении Программы, создание психологопедагогических условий для более успешного ее освоения;
− формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной
деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорноперцептивной, аналитикосинтетической деятельности, стимуляции познавательной активности;
− целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и речи;
− целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами
деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и формирование их структурных
компонентов:
мотивационного,
целевого,
ориентировочного,
операционального,
регуляционного, оценочного;
− создание условий для достижения детьми целевых ориентиров дошкольного образования на
завершающих его этапах;
− выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных
маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием
образования;
− осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей

Программа воспитания предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей
программы воспитания на основе требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", разработана в соответствии со
Стандартом и с учетом Программы.
Программа воспитания является компонентом Программы. В программе воспитания
раскрываются цели, задачи, содержание, организационные условия воспитательной
работы в Учреждении.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся с ОВЗ в
Учреждении предполагает преемственность по отношению к достижению
воспитательных целей начального общего образования (далее - НОО).
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей с ЗПР лежат конституционные и национальные
ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника Учреждения и с
базовыми духовно-нравственными ценностями.

Структура реализации коррекционно - образовательной
Учреждении

деятельности в

Организация режима пребывания детей в Учреждении
Режим работы Учреждения: пятидневная рабочая неделя; выходные дни: суббота, воскресенье и
праздничные дни.
Коррекционно - развивающая деятельность педагогического коллектива выстроена согласно
календарного учебного графика В летний период проводится совместная деятельность взрослых
и детей, самостоятельная деятельность детей по следующим направлениям развития
воспитанников и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно - исследовательской деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка):
•
ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно - ролевую игру, игру с
правилами и другие виды игр;
•
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
•
познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними);
•
восприятие художественной литературы и фольклора;
•
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
•
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и
иной материал;
•
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
•
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
•
двигательная активность;
•
физкультурно - оздоровительная деятельность.

Кадровые условия реализации Программы
Для реализации Программы Учреждение укомплектовано квалифицированными
кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными,
административно-хозяйственными работниками.
Для преодоления задержки психического развития в группе компенсирующей
направленности работает учитель-дефектолог (олигофренопедагог). При наличии
нарушений речевого развития, подтвержденного в заключении ТПМПК, в работу по
коррекции речи включается учитель-логопед. Оба специалиста имеют высшее
дефектологическое образование.
Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает педагог-психолог с
соответствующим высшим образованием.
Повышение педагогической компетентности осуществляется за счет курсов
повышения профессиональной квалификации, системы непрерывного образования, в
которой предусмотрены различные формы повышения квалификации (конференции,
семинары, мастер-классы, вебинары, стажировочные площадки, самообразование,
взаимопосещение и другое).
Непосредственную реализацию Программы осуществляют следующие педагоги под
общим руководством заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе:
• учитель-дефектолог (ведущий специалист),
• учитель-логопед,
• педагог-психолог,
• воспитатель,
• инструктор по физической культуре,
• музыкальный руководитель.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников с ЗПР
Основные задачи взаимодействия Учреждения с семьей:
– изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, услови й организации разнообразной
деятельности в Учреждении и семье;
– знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в
Учреждении и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и
общественном воспитании дошкольников;
– информирование об актуал ьных задачах воспитания и обучения детей с
ЗПР и о возможностях Учреждения и семьи в решении данных задач;
– создание в Учреждении условий для разнообразного по содержанию и
формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми с ЗПР;
– привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в ДОУ (городе, районе, области);
– поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенк а, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.
Выбираем следующие
требования к формам взаимодействия:
оригинальность, востребованность, интерактивность.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».